О демпинге

Хочу разучиться экономить. Дело не в деньгах — здесь замешан азарт, банальное желание урвать подешевле, следование правилу «сэкономил, значит заработал». Только это правило не работает. Проверено на себе — покупаешь дешевую обувь, а через два месяца она расклеивается. Находишь подержанный винчестер, через неделю он выходит из строя. Нанимаешь «дешевого» дизайнера, он пропадает на неделю и в результате выдает какой-то мрак. Правило не работает.

Мы переплачиваем либо за качество, либо за бренд. Дешево и классно — такое бывает редко, и то по старой дружбе. Если специалист ценит свой труд, он не будет работать за копейки. Если клиент понимает правила игры, он не будет искать самое дешевое предложение. К сожалению, на фрилансе все наоборот. Проблема не в «жадных, меркантильных заказчиках», ситуацию портят сами фрилансеры. Каждый день они копают могилу себе и коллегам, делают все возможное, чтобы зарабатывать как можно меньше. Бред? Как бы не так.

Демпингует один, страдают все

В 80% случаев заказчик не знает стоимость работы. Он предлагает назначить цену исполнителям. И начинается самое интересное. На заказ откликается Вася — профессионал, который знает, что написать текст для коммерческого предложения стоит условные 3 000 рублей. Это непростая работа, он потратит на нее весь день: подготовит бриф, проведет интервью с заказчиком, проанализирует ближайших конкурентов, составит грамотное УТП, прикрутит дизайн. Есть Коля — он думает, что умнее всех и предлагает сделать работу за 300 рублей. Коля сделает все по шаблону, он у него уже готов, это быстро. Скорее всего, заказчик выберет его.

Если Коля сделает плохо — заказчик поймет, что грамотно выполненная работа не может стоить 300 рублей. В следующий раз он выберет Васю или разочаруется, подумает, что все копирайтеры идиоты, которые даже копеечную, «плевую» работу сделать не могут. Но если проект будет принят — заказчик решит, что разработка коммерческого предложения ровно столько и стоит. Он уже никогда не предложит цену выше 300 рублей и в следующий раз будет торговаться, пытаться найти еще более дешевого исполнителя. Еще один адекватный заказчик потерян.

Вот так, легко и непринужденно, Коля лишился нормального заработка. Со временем он мог набраться опыта, стать как Вася и брать за подобный заказ 3 000. Но нет, уже поздно, заказчик рассказал свои друзьям-предпринимателям, что тексты для коммерческого предложения стоят 300 рублей, больше копирайтерам не давать. Чувствуете, чем пахнет? Настоящая подстава.

Деньги нужны всем, но если вы готовы работать за 300 рублей, то зачем вам копирайтинг? Есть десятки других профессий, где зарабатывают больше. Пообещайте, что больше не будете демпинговать и я обязательно о них расскажу.

Снижать цену можно, в разумных пределах. Особенно если вы новичок и ищете первые заказы. Но не увлекайтесь, старайтесь делать дороже и качественнее, а не дешевле и быстрее. Это карма, с каждым новым понижением вам будет сложнее повысить ценник в будущем.

Поделиться
Плюсануть